Кабинет у костра. Зачем директора школ вместе с учениками пошли в поход? Аргументы и Факты

В эти каникулярные дни проходит уникальный проект: в Краснодарском крае московские подростки покоряют горы, ночуют в палатках, сами руководят походом, а вечером у костра получают управленческие советы от директора своей же школы.Таких директоров семь. Они прошли непростой отбор, а наградой за победу в конкурсе «#директорВпоход» стало путешест­вие вместе с учениками.

Наилучший вариант

За приключениями ехали долго. Сначала поездом Москва - Армавир, потом на автобусе в базовый лагерь рядом с посёлком Бугунжа, где видны горы. В палаточном лагере дети, директора и инструкторы «Лаборатории путешествий», организовавшей поход, провели два подготовительных дня. После этого с полным снаряжением пришли к долине реки Кизинки, откуда стартовали по семи (по числу групп) маршрутам. Преодолеют они их за пять дней.

Каждый директор возглавил команду из десяти школьников 15-17 лет. Но это формальное руководство. Школьная иерархия здесь встала с ног на голову: директор превратился в рядового члена походного коллектива, а управление взяли на себя его ученики. За время похода роль главнокомандующего примерят на себя все дети по очереди - в этом состоит педагогическая задумка. Ребёнок выстраивает маршрут до следующей ночёвки и распределяет важные обязанности на день. В походе управленческий опыт получают учащиеся школ №№ 892, 329, 1324, 446, 1210, 444 и 1637.

«Самое сложное для нас с инструкторами - не влезать в детское руководство, - ещё находясь в Москве, предположил директор школы № 446 Дмитрий Исаев. - Научить, показать, разобрать ошибки, если по­просят, могу, но обещаю своим ребятам, что в течение дня буду очень стараться ничего им не указывать».

10-классник Дмитрий Годлин и его друзья по команде такую позицию поддержали: «Если директор будет для нас просто членом команды - это отличный вариант».

На вопрос «АиФ», пошёл бы он в подобный поход, выпади ему подобный шанс в детские годы, директор школы № 329 Алексей Пономарёв ответил: согласился бы незамедлительно. С директором школы, в которой он учился, молодой руководитель общается до сих пор.

О том, как организовать работу в коллективе, как правильно делегировать обязанности, в преддверии похода в Краснодарский край ребята узнали на занятиях школьного кружка «Управленческий клуб». Кружок ведут директор и его заместители. А так как А. Пономарёв со студенческих лет организует походы и участвует в них, к поездке школьники подготовились на отлично.

Фото: goulp.ru

Если друг - подчинённый вдруг

Для некоторых детей путешествие с рюкзаком - первое в жизни. Однако взрослые готовили школьников не только к физическим и бытовым трудностям. Руководство мини-группой, состоящей из твоих ровесников, тоже требует знаний. Как налаживать отношения с теми, с кем не дружил раньше? Как отнесутся к твоим указаниям близкие друзья? Накануне похода ребят пригласили на встречу, где они познакомились с законами работы в разных коллективах - спортивных, театральных и походных.

Актриса театра и кино Алиса Гребенщикова возглавляет арт-группу. «Руководить своими же друзьями тяжелее, - предупредила она. - Ты часто не можешь потребовать чего-то, вникаешь в обстоятельства личной жизни. Это я поняла ещё задолго до того, как начала руководить коллективом. Однажды на съёмках сериала гримёр, с которой у меня были хорошие отношения, влюбилась в директора съёмочной группы и, задумавшись о предстоящем свидании, покрасила мои волосы в другой цвет. Ну как здесь ругаться - до работы ли ей было!»

Но шутливые истории сменились случаями из профессиональной жизни Алисы, когда недобросовестное выполнение обязанностей грозило обернуться крахом общего дела. Ещё в театральном институте студентам без устали повторяли: театр - дело коллективное. «Ты ничего не можешь сделать один, даже когда играешь моноспектакль, - объяснила актриса школьникам. - Нужны свет, звук, костюмы, реквизит, грим. Мы все равны. Думаю, это важно и в путешествии, в которое вы собираетесь. Спектакль - тоже своего рода путешествие, и каждый значим для процесса. Если кто-то вдруг решит отнестись безответственно, рухнет всё. Пусть у актёра всего три реплики, но, если он не выйдет на сцену, спектакля не будет».

Перед походом участники получили практические советы от актёров, психологов, спортсменов.
Перед походом участники получили практические советы от актёров, психологов, спортсменов. Фото: Кадр телеканала «Московский образовательный»

Александра Решетова - мастер спорта по парусному спорту, спортивный психолог. На встрече со школьниками она показала, насколько полезно побыть подчинённым, прежде чем станешь руководить процессом. Александра ходит в экипажах яхт, команда состоит из рулевого и матросов. Когда рулевой сам не работал с парусами и верёвками, он будет идти на неожиданные для экипажа манёвры, не считаясь со спецификой работы команды, и решения окажутся неверными.

Поход должен стать удовольствием

Директор центра дополнительного образования «Лаборатория путешествий» полярный путешественник Матвей Шпаро считает, что Владимир Высоцкий в песне верно подметил: «Детям вечно досаден их возраст и быт». «Я вспоминаю, насколько мне было досадно, что ко мне, подростку, не относились как ко взрослому. Мне хотелось, чтобы моё слово имело значение», - признался он участникам похода. Матвею повезло. Отец, Дмитрий Игоревич Шпаро, первый человек, достигший Северного полюса на лыжах, взял сына в захватывающую экспедицию на снегоходах по Чукотке и Аляске, где на глазах у мальчика ожили страницы его любимых книг Джека Лондона. Но самое главное, что во взрослом коллективе из 12 человек к его мнению прислушивались, и он получил то, чего ему недоставало в школе. Поэтому современным школьникам Матвей Шпаро целенаправленно обеспечил возможность руководить хотя бы один день похода.

И, несомненно, участников проекта «#директорВпоход» закалят трудности. В 14-летнем возрасте М. Шпаро совершил с отцом лыжное путешествие по реке Лае в Архангельской области. Формально оно было простым по категории сложности, но температура минус 45 градусов, короткий световой день, добровольное желание взять на себя дежурство за часть группы обернулись невероятным напряжением и усталостью вплоть до единст­венных в жизни галлюцинаций. Тем приятнее мальчику было услышать от отца, что эти семь дней якобы простого похода абсолютно сопоставимы с семью днями, когда тот шёл на Северный полюс. Для Матвея эти слова стали мотивацией на всю жизнь. Он понял, что преодолел себя в по-настоящему сложных условиях.

Алисе Гребенщиковой сложности в работе тоже позволяют открыть в себе новые качества. «Есть спектакли, которые я ставлю как приглашённый режиссёр, и каждый раз боюсь не справиться, - сказала она ребятам. - А берёшься за дело - и появляется уверенность в собственных силах. Чем больше ты преодолеваешь, тем шире расправляешь плечи, тем легче идти дальше».

Психолог Александра Решетова знает, что в походе, спорте и в любом другом виде деятельности, к тому же мало знакомой, переживания по поводу несостоятельности - нормальное явление. И её совет - не молчать об этом, делиться эмоциями, чтобы получить поддержку и услышать от окружающих о схожих чувствах. «Одна из задач взрослого руководителя - добиться психологического комфорта каждого участника, тогда и общее дело будет результативным, - обратилась Решетова к директорам. - В походе есть момент преодоления себя, но ребятам от трудностей нужно в итоге получить удовлетворение».