"Шаги над пропастью" Российская газета

Их не боялись делать школьники-инвалиды на первенстве по спортивному туризму. ...В круглых норках на скале - ядовитые змеи. За уступ не схватишься - там жгучая крапива. Под ногами - пропасть. Приходилось переходить с одной стороны скалы на другую, ступая лишь на лианы. Десятиклассник Саша с диагнозом ДЦП - перешел.

"Пропастью" был асфальт под щитом скалодрома: ступишь на него - начинай сначала. Нельзя было и хвататься за верх щита, и за отверстия, в которые надо было вставлять палки-"лианы". Покончив со скалодромом, пятерка Центра реабилитационного образования N 7 во главе с педагогом понеслась на этап "Опасный участок", а их место заняли ребята из Белорецкой коррекционной школы.

"Лаборатория путешествий" Матвея Шпаро провела юбилейные, 10-е соревнования по зимнему туризму на Кубок мэра Москвы для учащихся с ограниченными возможностями. В Центр "Команда" под Истру вновь съехались десятки школ и сотни ребят от Москвы до Уфы: одним понятен лишь сурдоперевод, другим, с задержками развития, надо объяснять, что они сейчас делают, третьи не могут взять в руки карандаш. Но и те и другие, вслед за Шпаро, влюбляются в снег, мороз и солнце.

..."Команда наша суперкласс, никто не обыграет нас!" - под эту речевку реет знамя команды лицея N1501, но ее участники не слышат болельщиков: у ребят проблемы со слухом, да и отвлекаться им нельзя. На этапе "Опасный участок" надо идти, держась за веревку, в нужном месте отщелкнуть карабин, в другом "прищелкнуть" и двинуться дальше. Одиннадцатиклассница Настя, "считывая" с губ мои вопросы, рассказывает, что уже 3 раза была участницей соревнований, а сейчас уже куратор своей команды: в ее руках карта, она первая прибегает на каждую площадку, отмечает ее прохождение, словом, отвечает за своих на этапах.

- Это нетрудно, надо просто много запоминать, - говорит она.

Запоминать - это самое трудное для команды 108-й московской коррекционной школы, где учатся ребята с нарушениями интеллекта. Труднее всего им было на "Минном поле", где они запоминали топографические знаки и шли по карте, расстеленной по полу, огибая "разрушенное здание", сквозь "бурелом" выходя на "дорогу". Потом - "Узлы", где надо помнить, как вяжутся "восьмерка" и "стремя": и вот шестиклассник Костя из Шуи завязывает при мне "булинь". У Кости двигательная расторможенность, его пальцы дрожат, но парню удается протянуть конец через "опору" и отрегулировать "большую петлю".

На участке "Костровой" разводились на скорость таежные костры, в "Укрытии" ставили палатки, в конкурсе дежурных поваров варили походную гречку с луком и морковкой. К тем, кто этого не умел, перед стартами в школы приходили сотрудники "Лаборатории..." и учили всем премудростям походного бытия.

- Походные навыки помогут ребятам в жизни, - говорит Шпаро. - Кроме того что варить кашу и ставить палатку, они учатся принимать решения, не сдаваться, когда трудно. А в путешествии это осваиваешь лучше всего.

Весь день на площадках "Команды" клубилась детская тусовка, в которой все забыли, кто чем болеет, болея друг за друга и за свои команды. Потом все 400 человек построились и под музыку двинулись на поле для награждения - получать кубки, большие и маленькие, за волю к победе и за сами победы. Без кубка не уехала ни одна команда.

Опыты в "Лаборатории приключений" идут целый год. И ближайшим для ребят, проверенных февральскими стартами, будет лыжный марш по Карелии, а ближе к лету - походы по Крыму и Краснодарскому краю.