Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Центральный административный округ

На границе двух миров 05.06.17

Специалист ГБУ "Лаборатория путешествий" Наталья Деева делится своими впечатлениями от занятий жестовым языком с Нестором Сарабаевым и о том, как можно учить ненавязчиво и с удовольствием.

На границе двух миров

Как часто замечают люди, знакомые с "Лабораторией путешествий", здесь все объединены единым делом. И правда, трудно оставаться в стороне в походе, если начинается дождь, а нужно успеть повесить тент. И так же трудно оставаться в стороне, когда нужна помощь кому-то в офисе - посоветоваться насчет мероприятия, отредактировать документ, собрать снаряжение. Во время подготовки к масштабным мероприятиям, таким, как "Большое приключение: всей семьей в Сокольники!" самые главные специалисты "Лаборатории путешествий" привязывают верёвочки к тысяче бейджиков будущих участников вместе с волонтёрами, координаторы проектов ставят печати на тысяче сертификатов вместе с участниками этих проектов. В этот момент ты понимаешь, что здесь каждый может учиться у каждого. И это - одна из ценностей нашей организации, мы любим узнавать новое и обмениваться опытом.

Так на этот год преподавателем жестового языка в "Лаборатории путешествий" стал шестнадцатилетний участник наших проектов Нестор Сарабеев. Нестор - слабослышащий, при этом он свободно общается словами со слышащими и жестами с ребятами с нарушениями слуха.

Занятия с Нестором вызвали небывалый ажиотаж. На первые занятия собирались более 20 человек. Можно сказать, что ребята действительно стали дружным коллективом со своими традициями. Так одной из традиций стали жестовые баттлы в начале занятия. Проходили они так: на импровизированную сцену Нестор вызывал двоих участников, примерно равных по знанию жестов, и называл по очереди десять слов, которые мы изучали в ходе курса. Вызванные участники должны были на скорость показать эти жесты. Тот, кто успевал это сделать первым, выигрывал. Вроде шуточное соревнование, а уровень волнения был совсем не шуточным.

За время обучение нам удалось выучить две жестовые песни и исполнить их на мероприятиях ГБУ "Лаборатория путешествий". Это стало нашим маленьким достижением, а радость в глазах наших неслышащих зрителей мы воспринимали как высшую награду.

Почему занятия по жестовому языку стали такими популярными? Как Нестору, не окончившему еще школу, удалось завоевать признание совсем не простой аудитории, среди которой были и подростки-участники проектов "Лаборатории путешествий", специалисты, инструктора "Большого приключения"… Слушатели занятий убеждены, что у Нестора точно есть несколько талантов. Один из них - это бесконечная харизма. Несмотря на то, что занятия проходили после тяжелого рабочего и учебного дня, призывать к дисциплине и вниманию не приходилось: все с огромным интересом следили за каждым движением Нестора. После занятия восхищенные слушатели-девушки едва отпускали нашего преподавателя домой. Второй талант Нестора - это желание учить. Уверена, что некоторые давно бы сдались, увидев, что многие слушатели курса не повторяют жесты перед занятием и путают самые простые, привычные Нестору слова и фразы. Но он каждый раз терпеливо повторял выученное с нами столько раз, сколько потребовалось, чтобы материал усвоился.

Время наших еженедельных занятий стало для ребят приятным временем встреч: на занятия заходили в гости и другие слабослышащие ребята, помимо Нестора. И как же приятно видеть, что пусть на два часа в неделю, но мир слышащих и неслышащих соприкасался: слушатели занятий окружали ребят с нарушением слуха, задавали им вопросы. В то время, как многие психологи и дефектологи рассуждают о том, что слышащие считают неслышащих неполноценными, ребята без нарушения слуха краснели, когда путали жесты. А те, кто владеет жестовым языком в совершенстве, поправляли их и поддерживали. И границы двух миров в этот момент если не стирались, то становились очень расплывчатыми.

Интересен тот факт, что изначально речь не шла о каком-то цикле занятий: планировалось провести две встречи, где бы участники выучили минимальный набор жестов, чтобы заговорить в походе или на мероприятии с человеком с нарушением слуха. Но у Нестора получилось сделать много больше, и наши встречи стали Встречей Двух Миров. Теперь слушатели занятий без стеснения общаются со слабослышащими на улице и в метро, помогают в магазинах и с упоением делятся этими историями. Действительно, как здорово, когда мир людей с нарушением слуха, мир, существующий параллельно с нашим, становится чуть-чуть более знакомым, а люди этого мира перестают быть "другими" и "особенными", а становятся просто друзьями.

Автор статьи Деева Н.И.