Зачем ребенку изучать азы программирования 18.04.18

Когда ребенок учится создавать алгоритмы, его перестают пугать неизвестные задачи.

Вот уже несколько месяцев ГБУ «Лаборатория путешествий» проводит хорошо зарекомендовавшую игру «Час кода» среди учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ города Москвы.

Когда говорят про изучение программирования в школе, в голове возникают образы старшеклассников, определившихся с поступлением и влюбленных в компьютеры – таких, которые «на ты» с любой технологической новинкой, без труда переустановят операционную систему и грезят созданием новых приложений для техники «Apple». Зачем же ребятам 11-12 лет, которые только перешли в среднюю школу, изучать азы программирования?

Одно из новообразований, отличающих взрослого человека от ребенка – это способность планировать и структурно подходить к своим делам. И если пятилетний малыш, собираясь в детский сад, может рассчитывать, что мама ему напомнит, что ему нужно сначала надеть штанишки, а уже потом ботинки, то к 13-летнему подростку родители предъявляют совсем другие требования. От него уже ждут, что он сам распределит время после школы так, чтобы успеть и посетить секции, и сделать уроки, и по дому помочь. И тут без навыка планирования не обойтись.

Можно решить эту задачу двумя способами. Первый – попроще – предполагает, что вы мысленно или в блокноте создаете линейный список дел. Линейный список предполагает, что в нем просто перечислены абсолютно все дела, которые вам нужно сделать, без ранжирования по приоритету и выстраивания очередности. А можно создать алгоритм, и чем сложнее ваши планы, тем интереснее он будет.

Когда ребенок учится создавать алгоритмы, его перестают пугать неизвестные задачи. Ведь если в списке дел подростка находится такой пункт как «начать готовиться к ЕГЭ по математике», то это дело можно никогда и не начать – ведь не всегда понятно, как подступиться к такой большой задаче. А если ребёнок на основе этого создания создает свой алгоритм, например, такой:

1. Повторить действия с дробями

1.1.Повторить приведение к общему знаменателю

1.2.Повторить сложение и вычитание

1.3.Повторить умножение и деление

1.4.Пройти тест и проверить знание этой темы

1.5.Если все хорошо, переходить к следующей теме.

2. Повторить уравнения….,

то и задача кажется уже не такой страшной. Часто в игре алгоритмы осваиваются легко – ведь в «Часе кода» есть и игровые персонажи, и загадки со спичками, и танграм – головоломка-пазл. И постепенно даже такие непростые задачи, как «циклы», «операторы условия» становятся вполне понятными.

Многие взрослые, присутствующие на мероприятии, удивляются, как быстро ребята в своих небольших командах из трех человек складывают из россыпи карточек последовательность нужного алгоритма. И это еще раз показывает, что обучение азам программирования лежит в зоне ближайшего развития ребят такого возраста, это то, что они готовы схватывать на лету.

И может быть, из всех ста ребят, присутствующих на мероприятии в зале, не вырастет великих программистов, но если уже сейчас они задумаются о том, как же управлять

своей жизнью, то в любом деле добиться хорошего результата им будет значительно проще.

Наталья Деева- специалист "Лаборатории путешествий"