"Путешественники уходят в онлайн", VC.ru 08.06.2020

Всем привет! Меня зовут Матвей Шпаро. Обычно я хожу в лыжные походы на Северный полюс, совершаю восхождения в горы. Кроме этого, я руковожу организацией в системе московского образования "Лаборатория путешествий" - мы учим детей путешествовать и через активный туризм развиваем социальные компетенции... Понятно, что последние месяцы все пошло по другому. И я хочу поделиться историей как мы перестроили свою работу, свою жизнь.

Пандемия изменила жизнь, в том числе создала новое информационное пространство. К сожалению, оно переполнено негативной информацией, и быстро стало понятно, что нужно создавать позитивное направление, чтобы дать людям моральные силы и веру в будущее. Образовательные организации оперативно и успешно освоили дистанционные формы работы, что, конечно, хорошо. Но это просто новый способ подачи знаний, по сути своей нейтральный и не несущий позитивного заряда. Мне кажется, в нынешних условиях необходимо или, во всяком случае, полезно нечто большее – некая виртуальная площадка, объединяющая детей, родителей, педагогическое сообщество, дающая всем эти людям возможность взаимодействовать, что-то обсуждать, делиться опытом и главное – создавать оптимистическое настроение и уверенность в завтрашнем дне. Задача этой публикации: рассказать об успешном опыте организации информационного пространства под названием #проПоходТВ. Также хотелось предложить некий алгоритм действий для тех, кто заинтересуется темой, найдет ее для себя полезной.

ПРЕДЫСТОРИЯ

ГБУ «Лаборатория путешествий» специализируется на организации специально спроектированных походов и экспедиций с целью развития социальных компетенций у школьников (если простыми словами, мы отправляем детей в походы и стараемся делать всё, чтобы со временем ребята стали сильными самостоятельными личностями). К идее создать собственную видеостудию, как средство маркетингового продвижения услуг, мы шли давно: искали людей, пытались закупить оборудование. Но по ряду причин пока не получалось. Слишком долго и сложно согласовывается необходимый перечень (как госорганизация большие закупки мы должны делать на основе конкурентной процедуры согласно № 44-ФЗ). Классные специалисты в этой области стоят дорого, а делать что-то плохо не хотелось. Пандемия быстро внесла свои коррективы в наши достаточно стандартные рассуждения. Вместо вопроса: «Чего у нас нет?», мы задали себе вопрос: «Что у нас есть?». Ответ был такой: дружная команда, коллективный энтузиазм и наработанное за долгие годы взаимопонимание. А желание создавать собственное позитивное информационное пространство превратилось в острую необходимость.

ПОДГОТОВКА И ПЕРВЫЕ ШАГИ

Мне как идеологу казалось, что стоит взять самое лучшее из утренних телевизионных шоу, а также ориентироваться на существующие формы общения радиостанций со своими слушателями. Выходит, нам надо иметь прямой телефон в студии, собирать комментарии и вопросы с тех площадок, где идет трансляция, и вести разговоры со зрителями в прямом эфире.

Какие еще задачи мы поставили перед собой:

  • реализовывать принцип «карантинного вещания»: все участвующие (режиссеры, редакторы, ведущие, выступающие) должны работать только из дома;
  • реализовывать принцип «карантинного вещания»: все участвующие (режиссеры, редакторы, ведущие, выступающие) должны работать только из дома;
  • создать виртуальную студию, в которой сидят двое ведущих: по классической схеме телевизионных программ, ведущие общаются друг с другом, со зрителями, с гостями эфира, анонсируют программы и сюжеты;
  • всё происходит в формате прямого эфира: вещание должно быть ежедневно по 4 часа, включая выходные и праздники; постоянство – залог успеха; зритель должен привыкнуть к каналу;
  • формат и содержание передач надо сделать такими, чтобы снизить требования к техническим компетенциям сотрудников (в плане обработки видео) и при этом добиться динамичности передачи;
  • включить зрителей в процесс: для этого обеспечить максимальную интерактивность и распространять вещание по социальным сетям.

Для начала мы приступили к изучению того, что такое стриминговое онлайн-вещание. Мы понимали, что оно требует не просто трансляции с одной камеры, но и возможности на одном экране показать нескольких людей из разных мест (это ведь обязательное требование в условиях карантина), которые могли бы общаться между собой. Вместо того, чтобы показывать записанные ролики, мы хотели выводить в прямой эфир специальных гостей, вещание становилось бы более живым и динамичным. Приняв эти пожелания как обязательные, мы приступили к изучению технической части вопроса. Основной сайт и блог, откуда мы черпали информацию – сообщество стримеров России.

Пришлось хорошенько поискать подходящее нам ПО: сложно из большого разнообразия программ со схожими функциями выбрать наиболее подходящие по соотношению между ценой и качеством (идеально – если бесплатно).

Отдельно встали вопросы: «Где вещать?», «Какую социальную сеть выбрать основной площадкой?». У каждой, будь то Youtube, Вконтакте или Facebook нашлись свои недостатки и преимущества, связанные с массовостью аудитории, ее характеристиками, активностью и прочим. Пробовали искать специальные сервисы, которые могли бы нам помочь в использовании всех площадок одновременно. Но в результате, считая, что это обеспечит лучшее продвижение, остановились на отдельном сайте www.propohod.tv, который и запустили.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ. ЛЮДИ, ТЕХНИКА, КОНТЕНТ

Проведя первые полноценные эфиры, мы поняли, что онлайн-вещание – процесс «живой», требует ежедневного анализа и постоянного совершенствования. Вот некоторые любопытные промежуточные итоги.

Ведущие в студии. Не всегда стоит гоняться за высокооплачиваемыми специалистами. Самые ценные и надежные кадры – это талантливые сотрудники, работающие в твоем коллективе и доказавшие преданность делу. Из коллег мы отобрали двоих и объявили их «ведущими в студии» (третьим, запасным, стал автор статьи). Эти замечательные ребята – Кристина и Николай – далеко не профессиональные ведущие, но обладают определенными данными и талантами: приятная внешность, грамотная речь, умение уверенно держаться перед камерой. Мы обустроили в их квартирах минимальные студии с хромакеем. Хромакей – это, например, зеленая ткань, на фоне которой происходит съемка для того, чтобы потом программным способом в видеозаписи можно было отделить ведущего от фона и перенести его в виртуальную студию. Кроме хромакея, в комплект студии входят три светильника, ноутбук с веб-камерой и проводной микрофон «петличка». Стоимость каждой студии - 30 000 рублей, с учетом того, что ноутбуки были взяты из офиса.

Ведущие рубрик. Были разработаны 22 рубрики, продолжительностью 15-30 минут и периодичностью 1-3 раза в неделю, вошедшие в сетку вещания. Чаще всего за каждую передачу отвечает «ведущий рубрики». Большая часть эфира строится следующим образом: «ведущие в студии» анонсируют программу, к ним в прямом эфире подключается «ведущий рубрики». Вместе они начинают передачу (оглашают предстоящий сюжет, запускают его), и в заключении – «выход» из программы, когда есть возможность ответить на звонки в студию и пообщаться со зрителями. Именно так организованы утренние телепередачи. Поскольку наш канал тематический, то, конечно, все программы посвящены тому, как подготовиться к путешествиям, предстоящим нынешним летом. Признаемся сразу: наши «ведущие рубрик» ни разу ранее не записывали свои выступления на камеру, ни разу не выходили в прямой эфир. Пришлось срочно проводить онлайн-интенсивы. Сейчас все умеют пользоваться такими приложениями как Canva, iMovie, Clips. Кто-то подключил даже платные тарифы, чтобы использовать дополнительный функционал.

Выпускающие редакторы. Все «ведущие рубрик» замкнуты на «выпускающих редакторов». Их трое, с одной стороны, помогают «ведущим рубрик» добиться достойного качества материала, с другой стороны, по очереди отвечают за драфт сценария в конкретный день.

Я хочу отметить, что онлайн-вещание открывает скрытые таланты сотрудников «Лаборатории путешествий» и точно способствует формированию их у них новых компетенций. Много говорилось о том, что карантин должен стать временем саморазвития. В ГБУ «Лаборатория путешествий» это воплотилось в жизнь в полной мере.

Программное обеспечение. Мы подобрали необходимое программное обеспечение для стриминга: vMix 23 - это видеомикшер, применяющий новейшие достижения компьютерной аппаратуры для предоставления живого наложения HD-видео, чего раньше можно было достичь только при помощи дорогостоящих аппаратных микшеров. vMix является решением для линейного производства видео с такими функциями, как живое микширование, переключение и потоковое вещание 4K, SD и HD-видео-источников, включая камеры, видеофайлы, DVD, веб-камеры, изображения и многое другое. Особенность vMix – способность собирать до 8 входящих видеосигналов и аудиосигналов. Режиссер может работать с ними и запускать на любую площадку для трансляции. Пробная полнофункциональная версия бесплатна на 90 дней. Сейчас программа установлена сразу на двух компьютерах: одна - у режиссера по картинке, другая - у режиссера по титрам (они оба режиссера работают у себя дома), так что мы можем обрабатывать до 16 сигналов. Зачем так много? Аппетит приходит во время еды: сейчас мы разрабатываем на нашем канале игру типа «Умники и умницы» с 6 игроками в прямом эфире и нам потребуется девять входных видеосигналов. Режиссерам, для того чтобы сводить видео и звуковые сигналы, были куплены микшерные пульты (AKAI APCmini – 11 000 рублей, AKAI APC 40 mkii – 4 100 рублей и AKAI MIDIMIX – 10 000 рублей).

Работа со зрителями. Нам необходимо было сформировать свое «ядро» зрителей. Как мы и предполагали, сделать это проще через социальные сети. У нас есть 6 площадок: четыре группы ВКонтакте, две - в Фейсбуке, три - на Youtube. Мы нашли сервис: https://restream.io/ – облачный многопотоковый, который позволяет своим пользователям транслировать живой контент на несколько потоковых платформ, включая (но не ограничиваясь) Youtube, VK, Facebook одновременно. Подключились к платному тарифу. Выделяем на него по 3000 рублей в месяц и транслируем сразу на 8 площадок. И еще важно, что RESTREAM формирует статистику просмотров. Уже сейчас, благодаря ей статистике, мы понимаем, какие передачи успешны, а какие программы надо «подтягивать».

Одна из полезных функций RESTREAM – сбор комментариев со всех площадок. Мы определили одного сотрудника, наблюдающего во время трансляции за интегральной лентой социальных сетей. На некоторые он отвечает сам, а наиболее интересные вопросы и комментарии передает режиссеру для вывода в эфир. Кроме этого, поставленная задача - подключить к студии звонки зрителей в прямом эфире - организованна при помощи сервиса Яндекс.Телефония. Сейчас, до 1 сентября, Яндекс предоставляет бесплатный доступ к сервису и достаточно красивые номера. Звонок принимает удаленный сотрудник, общается со зрителем, узнает у него необходимую информацию и после этого переводит звонок на режиссера. Далее, при помощи программы VirtualAudioCables, звонок заводится в vMix. Достаточно сложно, но эффект того стоит.

Зрители обращаются и это придает живость эфиру.

Номер нашего эфира телефона: 8-499-379-11-22. Звоните! Каждый день с 16 до 19. :)

Партнеры и наполнение контентом. Одна из самых больших сложностей – это наполнение контентом. Как я уже сказал, мы разработали 22 рубрики, и все они без натяжек интересны и полезны, однако материала на их регулярное наполнение не хватает. Я думаю, это издержки неопытности и стремительного старта проекта. Вынужденно ставим повторы, их около 20 %. Но далее мы придумали новый ход – подключаем партнеров. Например, издательство «Паулсен», выпускающее книги о путешествиях для детей, взяло на себя рубрику #БукНавигатор . «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» готовит совместно с нами передачу о московском проекте #ПутьГероя . Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова отвечает за разработку темы #ЗаповеднаяРоссия . Привлечение организаций со стороны вносит заметное разнообразие и увеличивает аудиторию. Видимо, партнерское взаимодействие будет со временем расширяться и принесет всем немалую большую пользу.

Развитие и возможности. Каналу всего два месяца. Но каждый день мы делаем шаг вперед: улучшаем и оптимизируем работу. Такого количества оперативных совещаний и планерок мы никогда раньше не проводили (сейчас дистанционно – конференции в Zoome). Помимо прочего, это очевидным образом сказывается на сплоченности коллектива. Мы несем позитив своей аудитории, и при этом генерируем его и для себя. В данный момент нашей заботой стало хранение всех выпусков и распределение их по плейлистам на Youtube (необходимы архив и возможность вернуться в прошлое). Как я упомянул, по типу «Умники и умницы» мы разрабатываем игру #Знатоки , где шесть учеников из разных школ будут бороться за звание лучших знатоков экологии, географии и путешествий.

НАПУТСТВИЕ

Возможно, кто-то скажет, что еще рано делиться опытом, однако пандемия учит всё делать быстро. Хочется, чтобы школы и другие образовательные организации могли оперативно воспользоваться нашим опытом. Можно малыми средствами сделать свой канал и посвятить его любой сфере: робототехнике, медицине, кадетскому движению, экологии, просто школьной жизни… Наполнение может быть любым, но, мне кажется, важно, чтобы был стержень – центральная тема, вокруг которой всё выстраивается. Такой канал может стать образовательным пространством, и самое главное, в нем будет воспитательный компонент.

В заключение скажу, что вся идея, конечно, не реализовалась бы, не будь замечательных сотрудников «Лаборатории путешествий», которые вдохновились проектом.

Большое им спасибо!

Автор: Матвей Шпаро

Источник: VC.ru