Токарев Егор Николаевичспециалист по электронным системам
#директорВпоход 10.12.2018

Несколько лет назад мой хороший друг, директор школы № 444, Павел Северинец, пошел с учениками своей школы в водный поход в Карелии. Сначала я не придал этому особого значения. Но позже, зайдя к нему школу и идя с ним по коридору, я услышал за нашими спинами какое-то шушуканье школьников: «Это наш директор, он — крутой, он вместе с нами проходил пороги». На самом деле, это очень любопытная оценка учениками школы своего директора. Не думаю, что школьники могут правильно давать оценку каким-то характеристикам директора: насколько он хорошо управляет школой, насколько умело получается ведение хозяйственной деятельности, есть ли какие-то еще достижения. И, может, школьникам-то особо и неважно, какое количество победителей олимпиад в школе и сколько стобальников по ЕГЭ. Но при этом, ребята могут сказать, какой директор классный, раз он в поход ходил со мной или моими друзьями. Это очень хорошая, добрая, приятная и яркая характеристика.

С другой стороны, вспоминаю свои походы на Северный полюс со школьниками: я тоже директор, у меня свой стиль управления — и как у директора, и как у начальника детской экспедиционной группы. Я убежден, что нужно давать детям во время путешествия определенный объем знаний, технических навыков, но самое главное — предоставлять им возможность самим реализовывать свою мечту и достигать своих целей. Побывать на Северном полюсе — это круто, это хорошая цель, которая изначально есть у всех тех детей, что отправлялись со мной на Северный полюс, они все очень сильно этого хотели. Поэтому лишать их такой возможности — сделать что-то для достижения своей цели — неправильно. Можно взять их, посадить на саночки и отвезти на Северный полюс. Я как профессиональный полярный путешественник говорю — сделать это не очень сложно. А вот сделать так, чтобы молодые люди сами достигли своей цели, гораздо сложнее, полезнее и интереснее.
Когда я планировал десять лет назад наше первое путешествие на Северный полюс, то рассуждал следующим образом. У нас семь детей, путешествие занимает семь дней, делим путешествие на семь этапов, чтобы каждый ребенок вносил свой конкретный вклад в достижение общей цели. Чтобы было более понятно, приведу пример. Каждый день должны появляться новые дежурные: они готовят кипяток, причем, очень много — 20 литров для того, чтобы все попили чай, заварили себе на завтрак мюсли, залили в термосы на переход и так далее. Натопить из снега 20 литров на маленьких примусах, когда на улице -20-30 градусов — дело крайне трудное, причем не только физически, но и морально. Трудно проснуться раньше всех на два часа, аккуратно вылезти из спальника, чтобы никого не разбудить, и сделать всё тихо, молча, никого и ни о чем не спрашивая, потому что все должны выспаться и быть в хорошей физической форме, чтобы целый день идти. Это большая ответственность, так как можно запросто проспать. И вот каждый ребенок в один из дней брал на себя эту ответственность в полной мере. Подобную линию я хочу провести и в проекте #директорВпоход.
фото из архива Матвея Шпаро
Что же это такое — #директорВпоход? В первую очередь, это управленческий тренинг для директора. Ведь на самом деле, каким бы классным ни был управленец, ему всегда нужно тренироваться, участвовать в новых нестандартных мероприятиях, которые позволят ему взглянуть на свои действия по-новому. Так что для директора совершенствование собственных навыков в проекте — это задача номер один, а задача номер два — передача опыта и воспитание нового поколения самостоятельных людей, способных принимать решения и управлять командой. А для детей это полноценный управленческий тренинг — мероприятие столь же сложное, сколь и интересное. Как и в любом путешествии, в нашем проекте должны быть профессионалы, отвечающие за безопасность всех участников на маршруте. Это будут инструктора — по два на группу. Таким образом, получается следующая линейка распределения ролей: дети — участники, инструктора — наставники (супервайзеры), и директора — старшие наставники (супер-супервайзеры). На маршруте директор не может говорить, что надо делать и как нужно делать с точки зрения технологии путешествий, потому что это лучше знают инструктора. Но при этом каждый вечер будет проводиться «разбор полетов» и здесь главную роль будут играть директора, их управленческий опыт будет выходить на первый план.

Сами путешествия будут спроектированы таким образом, чтобы каждый участник смог побыть в течение одного дня руководителем группы, остальные же — и директор не исключение — должны будут подчиняться и выполнять указания руководителя. Принципы моделирования путешествия, задачи каждого дня — всё это пока некая интрига, которая будет раскрываться в последний момент. Мое глубокое убеждение, что если человек на протяжении 5- 6 дней принимает ежедневно 20-30-40 важных решений: куда идти, как идти, ждать кого-то или не ждать и так далее, то у него просто вырабатывается навык принятия решений.

Если говорить о современных молодых людях, то очень часто приходится сталкиваться с тем, что они не уверены в себе. Спрашиваю дочку свою: «Что ты наденешь на такой-то праздник», она в ответ — «Я не знаю, пойду, посоветуюсь с мамой…». Это замечательно, конечно, что наши дети хотят с нами советоваться, но с другой стороны, хорошо, когда люди сами принимают решение. Только этому их нужно учить, потому что не всегда рядом будет тот человек, который подскажет правильное решение. И существует своя технология, теория и методы такого обучения.

Во время нашей программы мы всё это будем и обсуждать как теорию, и реализовывать на практике, а в результате появится очень хороший управленческий тренинг. Он сейчас только рождается, но рождается не на пустом месте, а на том опыте, который есть у меня, на опыте, который я получил, общаясь с Павлом Северинцем. А кроме этого если в нашей стране, к сожалению, активный туризм недооценен, то на Западе в бизнес — менеджменте путешествие как управленческий тренинг — довольно стандартный прием. Это часть западного образования для управленцев. Экспедиция для них — это некий вызов, через который они должны пройти, который дает им веру в себя, возможность реализоваться, позволяет понять, как взаимодействовать с людьми, как управлять проектами, как заставлять себя делать то, чего делать не хочется. Жизнь не всегда мягкая и пушистая, а особенно жизнь руководителя высокого ранга. И путешествие позволяет в значительной степени к этому подготовиться.

Матвей Шпаро